10.07.2014

Рейтинг функциональности интернет-банков для физических лиц

​С июня 2013 года «Б.О» рассмотрел 12 Интернет-решений банков, которые заявляли о существенных обновлениях своих онлайн-систем. Подробные результаты тестов с мнениями экспертов и самих разработчиков можно прочитать в разделе «Экспертиза ДБО» на сайте bosfera.ru. Однако интегральный рейтинг Интернет-банков «Б.О» публикуется впервые. При этом нужно заметить, что таблица учитываемых функций за прошедший год несколько изменилась — в нее были добавлены новые критерии и были исключены некоторые незначительные. Кроме того, перед публикацией «Б.О» провел анкетирование банков с целью сбора актуальных сведений (например, о количестве клиентов и поставщиков услуг), а также самостоятельно еще раз просмотрел Интернет-банки, чтобы учесть возможные изменения. В итоге в таблице 1 собраны данные, актуальные на 18 июня 2014 года. В таблице 2 опубликованы данные о платформах ДБО разработчиков, собранные путем анкетирования.
 
Стоит отметить, что с момента рассмотрения банков в рубрике «Экспертиза ДБО» многие из них существенно изменились. К примеру, ХКФ Банк полностью переработал дизайн, однако функционально почти не изменился. В новом «Телебанке» ВТБ24 появилась возможность позвонить в техподдержку через сайт, а также заказать обратный звонок. Среди функций, которые появились за прошедший год, можно выделить появление в Интернет-банках систем управления личными финансами (PFM), которые позволяют уже не только автоматически учитывать категории трат (Связной Банк, Интерактивный Банк, Альфа-Банк), но и планировать затраты по категориям (Промсвязьбанк, Сбербанк, Альфа-Банк). В некоторых системах появилась также возможность подключения карт других банков (Связной Банк, Банк «Санкт-Петербург», УБРиР).
 
Интересно, что среди решений, рассмотренных «Б.О», довольно сложно выделить определенные шаблоны. Пожалуй, только пользователям крупных универсальных банков не придется долго привыкать к новому интерфейсу, если они захотят сменить банк, да и то не всегда. Одной из причин, несомненно, является тот факт, что почти все рассмотренные Интернет-банки — это либо плод труда собственных разработчиков банков, либо заказная разработка. Каждый банк ищет свой путь, и тот, что кажется неудобным с непривычки, иногда оказывается очень интересным после подробного изучения. Другой вопрос, захочет ли пользователь разбираться. Пока ни один из рассматриваемых банков не преду­смотрел ролей для пользователей с разным уровнем запросов и знаний. По всей видимости, это возможность, которую банкам предстоит освоить в следующем году.
 
Методика расчета
 
Рейтинг Интернет-банков «Б.О» строится по принципу «одна функция — один балл». Конечно, с одной стороны, такая методика не может дать объективную оценку функциональности и удобства Интернет-банка — понятно, что дополнительный формат выписки не может быть равен по значимости возможности перевода по номеру карты. С другой стороны, эта методика исключает «человеческий фактор», который часто бывает субъективным. Исходя из сказанного, «Б.О» не рассматривает указанные в таблице суммы как оценку — они приведены, скорее, как информация о наличии функций.
 
При этом таблица разделена по функциональным областям, подытог по которым позволяет понять, какой из них банк уделяет больше внимания. Понятно, что системы банков-монолайнеров могут быть не столь функциональны, как универсальных банков, однако активны в развитии своих областей.
 
Заместитель директора по работе с партнерами Faktura.ru Ксения Сидорова
 
- На данный момент мы видим, как происходит активное использование банками ДБО-сервисов в качестве инструмента upsale. Это происходит потому, что в портрете современного активного банковского клиента все четче вырисовывается его склонность к использованию в коммуникациях с банком именно дистанционных каналов обслуживания. Логично, что в такой ситуации со стороны банка крайне важно выстраивать эффективную маркетинговую коммуникацию с клиентом, предлагать ему дополнительные продукты и сервисы, своевременно реагируя на его потребности и запросы именно через этот канал.
 
Для клиента восприятие ДБО-сервисов также перешло на новый уровень и из категории «транзакционной площадки» превратилось в личное финансовое поле, что создает для данного инструмента дополнительную ценность.
 
Однако массовое распространение PFM-функций, вероятнее всего, не приведет к такому же массовому их использованию клиентами.
 
Безусловно, вопросы совершенствования безопасности сервисов и повышение интеллектуальности фрод-анализа не потеряют свою актуальность.
Большинство сервисов, предлагаемых ведущими банками страны, ориентированными на ретейл, еще несколько лет назад вышли на уровень достаточно полного набора функциональных возможностей в своих ДБО-каналах. Сегодня также многие из них уже начали решать задачу повышения уровня юзабилити, дружелюбности пользовательского интерфейса. То есть количественная гонка трансформировалась в качественную.
 
Из комплексных проблем всего рынка можно выделить неунифицированную терминологию, когда одни и те же функции различными разработчиками или банками именуются по-разному.
 
Но более масштабная проблема — это нехватка инструментария, позволяющего клиенту работать со счетами разных банков в одном окне. Поскольку Интернет-банк Faktura.ru — это изначально мультибанковское решение, мы уже значительно продвинулись вперед в решении этого вопроса. И готовы предложить мультибанковский сервис с широким набором возможностей.
 
Доступ к полному тексту исследования можно получить на сайте журнала «Банковское обозрение»